Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых школой образовательных услуг?

Информационная безопасность



В последние десятилетия вопросы обеспечения благополучного и защищенного детства стали одними из основных национальных приоритетов Российской Федерации.

В результате значительного повышения обеспеченности россиян компьютерами и подключения в рамках национального проекта школ к сети «Интернет» пользовательская активность российских школьников резко возросла.

Бесспорно Интернет – это наш сегодняшний день и при правильном использовании – это  возможность получать новые полезные знания. Однако всего 44% несовершеннолетних используют Интернет как источник информации для учебы.

В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию  через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

В Федеральном законе от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, введено понятие информационной безопасности детей, рассмотрены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей».

Комплекс мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства, закреплен в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 (далее — Национальная стратегия действий в интересах детей).

Информационная безопасность детей включает две относительно самостоятельные составляющие – гуманитарную и техническую.

Техническая составляющая  включает организационно-правовые механизмы и технические средства защиты.

Гуманитарная составляющая  включает содержание и организацию образовательного процесса, подготовку педагогов, работу с родителями.

Проблема защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в Российской Федерации регулируется следующими нормативно правовыми актами:

  • Конституция РФ от 12.12.1993;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Минобрнауки РФ от 11.05.2011 №АФ-12/07 вн.

Список Федеральных законов

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ,

от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,

от 03.12.2011 N 377-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ,

от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,

от 02.12.2013 N 328-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 13.07.2015 N 239-ФЗ,

от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 18.04.2018 N 85-ФЗ,

от 04.06.2018 N 136-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 16.10.2019 N 336-ФЗ,

от 27.12.2019 N 514-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка

Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

Глава V. Заключительные положения

Родителям

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

  • Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.
  • Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;
  • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
  • Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Родительский контроль  – это услуга фильтрации контента, размещенного в сети «Интернет» для обеспечения доступа детей только к безопасной, проверенной информации. Информацию об услуге и способах её подключения  можно получить на официальном сайте провайдера.

Помимо услуги «Родительский контроль» родителям можно также предложить  NetKids  — сервис, который позволяет контролировать использование сети «Интернет» детьми.

Чтобы обезопасить детей от информации, разрушающей детскую психику, созданы специальные детские поисковые системы, которые  индексируют не все сайты, а только сайты с детской или околодетской тематикой. Например, детский браузер Гогуль, поисковая система «АгА», интерактивное облако подсказок, детский портал KINDER online.ru.

13-17 лет

 В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.

Что посоветовать в этом возрасте?

  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете ( в том числе в чатах);
  • Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате;
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  • Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте чтобы дети не общались в приватном режиме;
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернет;
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
  • Расскажите детям о порнографии в Интернет;
  • Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
  • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните что дети не могут играть в эти игры согласно закона.

 

Информация о системе консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в информацонно-телекоммуникационной сети "Интернет"

 

ОПАСНОСТИ с которыми вы можете встретиться в Интернет–пространстве, и РЕКОМЕНДАЦИИ, как от них избавиться

Памятка "Как защититься от компьютерных вирусов"

Памятка "Как безопасно пользовании сетью WI-FI"

Памятка "Как безопасно общении в социальных сетях"

Памятка "Как безопасно расплачиваться электронными деньгами"

Памятка "Как безопасно пользоваться электронной почтой"

Памятка "Как защититься от кибербуллинга"

Памятка "Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом"

Памятка "Как безопсано играть Онлайн"

Памятка "Как защититься от фишинга" (краже личных данных)

Памятка "Как защитить свою цифровую репутацию"

Памятка "Что такое авторское право"

Информация о системе консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в информацонно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Дополнительно об информационной безопасности

 

Педагогам

Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Педагогическим работникам об информационной безопасности

Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

В декабре 2017 года в России принята новая редакция Доктрины информационной безопасности. В документ ИБ определена как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере. Под национальными интересами в данном случае понимается совокупность интересов общества, личности и государства, каждая группа интересов необходима для стабильного функционирования социума.

Доктрина – концептуальный документ. Правоотношения, связанные с обеспечением информационной безопасности, регулируются федеральными законами «О государственной тайне», «Об информации», «О защите персональных данных» и другими. На базе основополагающих нормативных актов разрабатываются постановления правительства и ведомственные нормативные акты, посвященные частным вопросам защиты информации.

Перечень сведений, которые могут составлять конфиденциальную информацию, содержится в указе президента №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Это персональные данные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; профессиональная тайна (врачебная, нотариальная, адвокатская); коммерческая тайна; сведения об изобретениях и о полезных моделях; сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов.

Персональные данные существует в открытом и в конфиденциальном режиме. Открытая и доступная всем пользователям часть персональных данных включает имя, фамилию, отчество. Согласно ФЗ-152 «О персональных данных», субъекты персональных данных имеют право:

  • на информационное самоопределение;
  • на доступ к личным персональным данным и внесение в них изменений;
  • на блокирование персональных данных и доступа к ним;
  • на обжалование неправомерных действий третьих лиц, совершенных в отношении персональных данных;
  • на возмещение причиненного ущерба.

 

Локальные акты, регулирующие вопросы трудовой деятельности работников:

Положение о хранении и использовании персональных данных работников МБУДО "Федотовская ДШИ"

Локальные акты, регулирующие ведение образовательной деятельности:

Бланк согласие на обработку персональных данных обучающегося

Иное:

Положение о размещении на официальном сайте МБУДО «Федотовская ДШИ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации

Библиотечно-информационные ресурсы (положение)





Интернет приёмная
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")